?

Log in



Предусмотрительный и осторожный человек от параноика отличается, в первую очередь, тем, что осознавая возможные угрозы, здраво оценивает вероятность их реализации и продумывает свои ответные шаги.

Вы — предприниматель. Регистрация фирмы прошла успешно и вместе с планами развития своего дела, Вы пытаетесь подстраховаться от разного рода неприятных ситуаций, которые могут возникнуть в любой момент.

В этой статье мы рассмотрим некоторые опасности, которые могут угрожать Вашему бизнесу, а также обозначим методы их эффективной нейтрализации. В настоящее время можно выделить три группы часто встречающихся угроз:
агрессия или просто негативная политика со стороны недобросовестных конкурентов и партнеров. Например, т.н. "черный" PR, о котором мы рассказывали в прошлой статье;
недружественное внимание гос. структур, порой инициированное конкурентами. Это большая сложная тема, которую мы рассмотрим в следующих публикациях;
нелояльность персонала, криминал, негативные тенденции в политике и экономике.

Для того, чтобы во всеоружии встретить час, когда одна из этих угроз решит проверить Вас на прочность, необходима эффективная система экономической безопасности Вашего бизнеса. Для ее создания необходимы определенные информационные возможности, технологии и ресурсы. Тезис "знание-сила" в наше время актуален, как никогда прежде.

В то же время, без информационной поддержки Вы оказываетесь вынуждены действовать наугад, не представляя толком, откуда исходит опасность, а значит лишаетесь возможности подготовить адекватные меры по ее устранению.

Итак, систему безопасности условно можно разделить на два блока — это группа надежных источников информации и аналитическая служба, которая сможет обработать поступающие сведения. Как ни печально, но в большинстве компаний этим вопросам уделяют преступно мало внимания, что значительно облегчает задачу агрессору в лице, например, рейдеров.

Спросите себя — в Вашей фирме существует практика проверки потенциальных партнеров? В какой мере реализуется информационный интерес к персоналу? Если оба ответа отрицательные, необходимо срочно принять меры для изменения этой ситуации. Можно возразить, что создание системы безопасности стоит немалых денег и это будет совершенно справедливо. Однако, опыт показывает, что эти траты многократно окупаются в будущем и речь идет не столько о получении прямой прибыли, сколько о предотвращении огромных финансовых и репутационных потерь. Нередки случаи, когда вовремя поступившая и правильно истолкованная информация предотвращала потенциально опасные сделки и, напротив, спасала очень выгодные контракты. Кроме того, создав такую систему, можно сделать и следующий шаг, инициировав организацию конкурентной разведки.

Особое внимание следует уделить кадровым вопросам, т.н. "текучка кадров", нелояльность персонала, снижение мотивации — все это ведет не только к растратам и кражам офисного имущества, но и к утечке важной информации, подрыве Читать дальше...Свернуть )

Прямой захват бизнеса


 

Российской традицией последних лет стало не столько создание ценностей, сколько их постоянное перераспределение. Едва ли не каждый день СМИ сообщают о силовых захватах предприятий, дальнейшая судьба которых, как правило, печальна.

По мнению ряда экспертов, корень этой проблемы лежит в несовершенстве отечественного корпоративного права. Предполагается, что в рамках рыночной экономики постоянные переделы собственности, имеющие целью вытеснение неэффективных управленцев, — это нормальная практика. Однако если в экономически развитых странах данные процессы реализуются с помощью биржевых инструментов, то в России из-за неразвитости в этой области, инициатива перехвачена криминалом. Таким образом, гастролирующее по стране "маски-шоу" является проблемой не только юридической, но и экономической.

Силовой захват отличает высокий уровень рентабельности, поскольку для него выбираются объекты, в дальнейшем способные быстро окупить все затраты на услуги рейдеров. Разберемся с терминологией. Рейдер — это субъект, которой агрессивно приобретает компанию без согласия ее акционеров, администрации и работников.

В общем случае успешный рейдерский захват имеет две стороны. Первая — это стремление собственника предприятия сэкономить на профессиональных юридических услугах, вследствие чего активы компании оказываются буквально валяющимися на дороге. Вторая — стремление российских т. н. предпринимателей к максимальной прибыли, при минимальных затратах и в кратчайшие сроки, благодаря чему возникает практика внесудебного решения вопросов, с использованием частных охранных предприятий и правоохранительных органов, которые в данной ситуации действуют фактически за рамками закона.

Проведя регистрацию фирмы, став бизнесменом, помните: "спасение утопающих — дело рук самих утопающих". В настоящее время сложилась ситуация, когда ни суды, ни прокуратура, ни милиция не готовы обеспечивать защиту частной собственности в России. Причина этого проста. Любой корпоративный конфликт, даже на уровне захвата торговой палатки, тут же становится источником дохода для нечистоплотных чиновников и представителей силовых ведомств.

Стандартную модель отношений между пострадавшими от действий рейдеров и государственными структурами неплохо иллюстрирует следующий "профессиональный" анекдот:
Приходит потерпевший в УБЭП.
-Здравствуйте, у меня украли крупный портфель акций российского предприятия
-Так-так, присаживайтесь, пишите заявление - какого вы говорите был цвета портфель?

Пришла пора отказаться от распространенного среди многих руководителей заблуждения о том, что можно успешно отразить рейдерскую атаку без предварительно проведенной подготовки, а только лишь уповая на государство.

Важно помнить — любое предприятие может и должно самостоятельно заниматься превентивной защитой собственных интересов. Например, следует позаботиться об информационной прозрачности компании. Если ее акции включены в биржевой оборот, интерес со стороны рейдеров резко падает, поскольку одна из целей захвата — купить что, что стоит дешевле рыночной цены. Публичность компании в данном случае обеспечивает более-менее справедливую цену на ее акции, что дает некоторую защиту. Подробно возможные меры по обеспечению безопасности мы рассмотрим в следующих статьях. Пока сосредоточим наше внимание на предпосылках и методиках рейдерских захватов.

Прежде всего следует отметить, что многие компании сами подставляют себя под удар. Например, происходит регистрация ООО, при этом торговля акциями не планируется, да и сама организационно-правовая форма не соответствует реальному положению вещей. Таким образом, компания сразу обращает на себя недружественное внимание. Интересно, что форма ООО, при грамотной реализации, позволяет неплохо защитить интересы собственников, т. к. переход прав собственности на долю в данном случае регулируется достаточно строго.

Методы, которые используют рейдеры, чаще всего хотя и относительно законны, но находятся вне общепринятых норм морали и деловой этики:
манипуляции общественным сознанием;
лоббизм;
биржевые махинации;
наконец, просто грубая физическая сила. Как правило, хрупкие клерки не могут эффективно противостоять вооруженным сотрудником ЧОПов.

Сами рейдеры выступают в качестве инструмента, выполняя задания своих заказчиков. При этом, у компаний, для которых агрессивные поглощения составляют нормальную, стабильно реализуемую часть бизнеса, существуют собственные рейдерские группы. Поскольку услуги последних очень востребованы, они могут работать и со сторонними организациями. Как мы видим, существует развитый рынок такого рода услуг с отработанными схемами и понятными отношениями между его участниками.

Разовые клиенты рейдеров это, как правило, гендиректора, стремящиеся выжить собственников. Также это могут быть поссорившиеся партнеры или обиженные миноритарии. Для рейдеров это не лучшая клиентура, так как после успешного осуществления захвата все эти категории заказчиков очень часто предают исполнителей, желая сохранить собственную безупречную репутацию.

В Москве, Санкт-Петербурге и крупных региональных центрах рейдерская практика носит отчетливо антигосударственный характер, по своему смыслу близкий к терроризму. Дело в том, что захват производится не ради конкретного бизнеса, но ради земли и недвижимости, поскольку стоимость последних чаще всего в разы превышает поглощаемые активы. В результате на месте предприятий, которые производили продукцию, возникают совершенно посторонние структуры, иначе говоря, происходит подрыв промышленно-экономического потенциала страны.

В регионах ситуация обратная — часто бизнес привлекает своей рентабельностью гораздо больше, чем земля, цены на которую относительно невысоки.

Рейдерский захват — это серьезное мероприятие, которое требует длительной и тщательной подготовки:
составляется своеобразный "бизнес-план";
рассчитывается бюджет, состоящий, в основном, из расходов на нужные судебные решения и своевременное закрытие возможных уголовных дел.

Поскольку привлекательных для рейдеров объектов (где более 50% акций распылены между большим количеством акционеров) в крупных городах становится все меньше, меняются и методы "работы". Для захвата объектов с крупными консолидированными пакетами применяется простое решение — не скупают акции, а воруют актив. Для этого в налоговом органе меняют информацию о директоре, путем предоставления фальшивого протокола об избрании нового генерального директора, последний подписывает с промежуточной фирмой договор купли-продажи, фирма продает имущество компании дальше. Таким образом, конечный собственник становится обладателем статуса "добросовестный приобретатель", что надежно защищает от претензий прежнего хозяина. Затем юридическое лицо, чье имущество таким способом ушло на сторону, присоединяется к компании-"однодневке", после чего следует ликвидация фирмы. Затем ликвидируется фирма, через которую ранее было выведено имущество. Оспаривать в суде эту схему очень долго и дорого. Опытные адвокаты способны растянуть процесс на несколько лет.

Прежний директор уже несуществующей компании узнает обо всем, только когда сотрудники ЧОПа придут выселять его из кабинета. По факту "кражи" компании может быть возбуждено уголовное дело в рамках статьи 159 "Неправомерные действия при банкротстве", но, как мы с вами помним, расходы на этот случай изначально заложены в рейдерской смете. Вскоре дело будет прекращено за отсутствием состава преступления, либо лиц его совершивших.

Классическим примером рейдерского захвата может служить история химкинского предприятия ОАО "Опытный завод Стройдормаш", захват которого развивался по следующей схеме:
- фальсификация протокола совета директоров (смена ген. директора);
- ночной штурм предприятия под прикрытием сотрудников ЧОП и местного УВД;
- остановка производства, выемка документации, вывоз оборудования, вывод денежных средств через счета посторонних компаний и т.п.
- юридический адрес предприятия был переведен в Калмыкию, поэтому отстаивать свои интересы потерпевшим пришлось, мягко говоря, далеко от места событий.

Попытка наложить арест на имущество предприятия, чтобы остановить его разбазаривание, натолкнулась на серьезное препятствие - путем комбинации с использованием фальсифицированных документов, рейдеры получили возможность претендовать на статус добросовестных приобретателей имущества завода. История продолжалась более 5 лет (захват произошел в 2003 г.), на всех этапах потерпевшие встречали сопротивление со стороны судебных органов. Важную роль в защите прав собственников сыграло их обращение к губернатору Московской области Б. Громову.

Кстати, интересы рейдеров были также вполне обычны - недвижимость завода, рыночная стоимость которой превышает 1 млрд 200 млн рублей.

Согласитесь, в данном случае проще заранее провести ряд профилактических мероприятий, чем хвататься за голову, уже потеряв свой бизнес.

В следующей статье мы расскажем о манипуляциях с акциями и о том, на какие этапы предварительной подготовки раскладывается типичный рейдерский захват.



http://www.regy.ru/bishelp/zahvat/
Рейдерство (raid в переводе с английского — “налёт”) — недружественный, вне пределов действия гражданского законодательства, направленный против воли собственника захват чужого имущества в пользу другого лица, установление над имуществом полного контроля нового собственника в юридическом и физическом смысле с использованием коррумпированности чиновников и с применением силы.

Рейдерами могут быть:

« отдельные лица, использующие коррумпированность определенных структур власти и управления, стремящиеся завладеть чужим предприятием и другой собственностью;

« специальные фирмы либо группы людей, объединившиеся c целью профессионального занятия рейдерством, в том числе группы, специализирующиеся на захвате земель, квартир, предприятий, акций;

« отраслевые холдинги, стремящиеся к устранению конкурентов в своей сфере путем их поглощения;

« крупные региональные холдинги и финансово-промышленные группы, находящиеся, как правило, в крупных городах, располагающие большими ресурсами и возможностями, скупающие земли, бизнес в разных отраслях и все ценное для увеличения своих активов;

« недобросовестные управленцы, имеющие доступ к особо важным для компании документам, схемам управления и активам;

« партнеры по бизнесу или акционеры, не имеющие конрольного пакета акций предприятия.

Захват предприятий

Распространенный в России рейдерский захват предприятий направлен на неправомерное завладение собственностью (имущественными правами на собственность) предприятия:

§ бизнесом в целом.

§ зданиями и сооружениями

§ занятыми предприятием территориями

§ денежными средствами

§ техникой

§ продукцией предприятия

§ средствами производства

Типичные действия рейдеров по захвату предприятия:

« выбор цели для рейдерского захвата;

« сбор информации о предприятии:

§ стоимость основных фондов

§ наличие задолженности

§ официальные данные об учредителях и распределенных между ними долях участия

§ состояние защищенности, в том числе внутриобъектового режима

§ уязвимые в правовом отношении элементы функционирования, в том числе имевшие место налоговые и экономические правонарушения в процессе хозяйственной деятельности

§ движение денежных средств по счетам

§ способы обналичивания денег

§ партнеры и контрагенты

§ сведения личного характера об акционерах, руководителях, главном бухгалтере

« получение незаконным путем в контролирующих, регистрационных и налоговых органах документов о предприятии, акциях, имуществе и пр.

« размещение в СМИ “заказных” статей негативного характера о предприятии и его сотрудниках

« инициирование необоснованных проверок контролирующими органами либо возбуждения в отношении руководителей предприятия уголовных дел с целью оказания на них давления

« регистрация подставных фирм (“фирм-прокладок”) для последующего оформления на них продаж и перепродаж захваченного предприятия и его имущества

« изготовление поддельной печати предприятия

« подделка договора купли-продажи акций и смена регистратора

« изготовление подложных документов о внеочередном собрании акционеров, переизбрании совета директоров, смене руководителя и передача таких документов в налоговые органы

« подделка судебного решения об аресте имущества предприятия и реализация этого решения через службу судебных приставов

« понуждение мелких акционеров под угрозой или иными способами вопреки их воле к продаже акций

« проведение в нарушение установленной процедуры общих собраний акционеров, где избираются “параллельные” органы управления обществом и руководители, которые в дальнейшем при внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) могут предпринять меры по отчуждению имущества предприятия

« получение контроля над долгами предприятия путем их скупки либо в результате переуступки прав требования, что дает возможность при предъявлении требований о погашении долгов инициировать в установленном порядке наложение ареста на активы предприятия

« открытие в ассоциированном с рейдерами банке дополнительного счета предприятия и перевод на него денежных средств с других счетов этого предприятия

« распродажа имущества предприятия или продажа предприятия в целом физическим и юридическим лицам, не осведомленным о преступном характере его отчуждения (“добросовестному приобретателю”).

Технология захвата предприятия

Типичная последовательность действий рейдеров:

Вариант А

§ зарегистрированная специально для последующего участия в рейдерском захвате фирма приобретает незначительную долю акций предприятия, владеющего привлекательными активами (кА правило недвижимым имуществом)

§ рейдеры сами или через своих пособников получают судебное решение ( либо сами изготавливают фиктивное судебное решение) какого-либо судебного органа, максимально отдаленного от места действия, согласно которому рейдерская фирма, имеющая незначительный пакет акций, выступает в качестве истца к предприятию; по ее требованию под надуманным предлогом весь пакет акций предприятия передается фирме-истцу

§ судебное решение вручается службе судебных приставов, которая возбуждает исполнительное производство, в результате чего пакет акций “ответчика” подвергается аресту в обеспечение иска

§ используя силовую поддержку охранников нанятого ими частного охранного предприятия, рейдеры захватывают помещение правления, учредительную документацию, печати и прочее имущество предприятия

§ осуществляется смена руководства предприятия; вновь назначенный директор издает распоряжение о распродаже всех имеющийся активов и увольнению всех или большинства работников, что приводит к прекращению хозяйственной деятельности предприятия

§ имеющиеся на захваченном предприятии объекты недвижимости переоформляются в собственность подставной фирмы (прокладки) в виде активов или уставного капитала.

Вариант Б

§ для облегчения захвата предприятий рейдеры в первую очередь пытаются подкупить их руководителей и/ или находят группу акционеров, имеющих не контрольный пакет акций, которые недовольны действиями более крупных акционеров и проводимой на предприятии финансово-хозяйственной деятельности

§ по инициативе рейдеров путем подкупа соответствующих чиновников незаконно регистрируется дополнительная эмиссия, акции по которой в размере контрольного пакета оформляются в собственность лиц, указанных рейдерами, в результате чего последние получают контроль над предприятием

§ с помощью обмана и понуждения участников (акционеров) предприятия рейдеры организуют “голосование” за учреждение дочерних хозяйствующих обществ, оплата учредительного капитала (акций) которых производится объектами недвижимости

§ рейдеры понуждают участников (акционеров) предприятий вопреки воле последних к продаже своих акций, в том числе по значительно заниженным от рыночной стоимости ценам, либо вводят акционеров в заблуждение о реальных последствиях данного решения, что влечет фактически утрату ими контроля за предприятием

§ захваченные рейдерами объекты недвижимости в дальнейшем неоднократно перепродаются через фирмы-однодневки или физических лиц, с тем чтобы сделать невозможным возврат этих объектов первоначальным владельцам.

Некоторые признаки подготовки захвата предприятия:

§ в процессе мониторинга рынка, в котором работает ваше предприятие, зафиксированы факты рейдерства в данной отрасли или в вашей местности

§ стало известно о фактах предложений мелким акционерам продать свои акции по ценам, превышающим реальные

§ к долгам вашего предприятия возник повышенный интерес со стороны кредитора либо его доверенного лица

§ возникла угроза возбуждения против вашего предприятия процедуры банкротства

§ вы узнали о получении неизвестными вам лицами выписки из ЕГРЮЛ с данными о руководителе, учредителях и другими существенными сведениями о Вашем предприятии, например копии налогового дела

§ вы узнали о получении неизвестными Вам лицами сведений о вашей недвижимости из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) на недвижимое имущество и сделок с ним

§ вы узнали о получении от вашего регистратора неизвестными лицами сведений об акциях и акционерах предприятия

§ внезапно и без видимых причин на вашем предприятии начались внеплановые проверки со стороны контролирующих органов, в ходе которых изымаются образцы оттисков печатей, почерка, подписей и носителей информации

§ вы заметили, что учредительными документами вашего предприятия кто-то пользовался (например копировал) либо они исчезли

§ вы получили от неизвестного вам отправителя по почте конверт с уведомлением о вручении, в котором ничего нет либо там находится вложение, вызывающее недоумение (возможная подготовка рейдеров к проведению внеочередного параллельного собрания акционеров с целью переизбрания совета директоров и назначения нового директора, о чем вас якобы “уведомили”, как этого требует закон).

http://www.legcons.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=109&Itemid=132

01.07.2010

Суть проблемы

Андрей Васильев, бывший совладелец магазина музыкальных инструментов:

"Буквально несколько недель назад в результате рейдерского захвата мы потеряли свой магазин. Агрессоров заинтересовал наш основной актив — приватизированное помещение, где располагалась торговая точка. Предприятие работало в форме ООО, а собственниками, помимо трех основных партнеров, которым принадлежали доли в размере 25% уставного капитала, были и члены трудового коллектива (7 человек), которым суммарно принадлежало оставшихся 25%.

О том, что предприятие атакуют, мы узнали лишь, когда в наш магазин явились государственные исполнители в сопровождении милиционеров и бандитского вида людей, якобы сотрудников некой охранной фирмы. Визитеры предъявили решение суда и постановление государственной исполнительной службы. Согласно этим документам, помещение нам уже не принадлежало, а находилось в собственности (на основании решения суда!) другой фирмы, которая и обратилась в МВД и ЧОП с просьбой посодействовать в освобождении "своей" недвижимости. Протесты и попытки воспрепятствовать псевдоохранникам привели лишь к тому, что нас в буквальном смысле слова выбросили из магазина, причем милиционеры спокойно наблюдали за этим беспределом. В дальнейшем нам с изрядным трудом удалось вывезти из магазина товар, а попытки найти правду в различных инстанциях — райадминистрации и прокуратуре — ни к чему не привели.

Если внимание рейдеров привлекла небольшая фирма, то можно утверждать, что их интересует какой-либо ценный актив, а не сохранность бизнеса

Впоследствии удалось восстановить ход рейдерской атаки: захватчики обратились в суд и оспорили результаты приватизационного конкурса якобы от лица фирмы, не допущенной к нему. Судья принял иск к рассмотрению, хотя срок исковой давности уже истек, а затем буквально за одно заседание признал обоснованность претензий и отменил результаты конкурса, обязав районное отделение ФГИ (оно выступало ответчиком) передать помещение истцу. Уведомления о принятии иска в производство, дате судебного заседания и решение суда по странным причинам до нас не доходили, хотя все отметки о направлении документов по почте были в полном порядке. Мы попробовали оспорить решение суда, однако в приеме апелляции нам отказали, сославшись на то, что истек срок обжалования. После нескольких консультаций в различных организациях мы отказались от дальнейшей борьбы — нам объяснили, что шансы на успешный исход невелики, а финансовых ресурсов для противодействия захватчикам не было".

Оценка ситуации

Читать дальше...Свернуть )

 

Я думаю, все слышали о чёрном PR. Задумайтесь, почему ваша компания может ежедневно терять в продажах, а вы не будете знать об этом? Давайте рассмотрим несколько способов подпортить репутацию вашей компании в Интернете, различные стратегии как с этим бороться и что делать, чтобы такого не произошло.

Введите в поисковую систему название вашей компании или ваше доменное имя. Как выглядят результаты на первых двух страницах? Все, что на первых страницах результатов поисковиков, дает надежду.

Но в списках результатов вы можете найти не только позитивные ссылки о компании. Это могут быть…

  • Блог или форум от имени недовольных потребителей или бывших сотрудников,
  • Негативные отзывы о вашем продукте или вашем бизнесе, возможно написанные вашими конкурентами,
  • Неприятные факты о руководстве вашей компании.

    Вы можете также найти целые сайты, посвященные дискредитации вашей компании различными способами, которые используют чёрный pr.

    И если вы увидели ссылки на такие сайты на первых страницах поиска, то будьте уверены, что ваши потребители их тоже видели. И это может повлиять на их решение, иметь ли с вами дело или нет.

    Такие мелкие вещи могут нанести серьезный урон вашему бренду в Интернет. И ваш бренд может быть быстро разрушен, если вы не контролируете, какая информация о вас представлена в поисковых системах. Это означает:

  • Мониторить все, что люди говорят о вашем бренде онлайн,
  • Ваша оптимизация должна контролировать, какие результаты видят потребители на первых страницах поиска, когда ищут ваш бренд…
  • Оперативно реагировать на негативные отзывы о вас.

    Теперь, если вы ввели в поисковую систему имя совей компании и увидели что-то неприятное о себе, вы, наверняка, захотите удалить такие ссылки, пока их не увидели ваши потребители. Давайте начнем с самого срочного.

    Что вы делаете, если в результатах поиска появляются негативные ссылки, если вы ищете название своей компании через поисковик?

    Работа с негативными поисковыми результатами

     

Читать дальше...Свернуть )

Отправной точкой первых технологических войн можно считать тот день, когда был проделан первый подкуп луддитов и они стали рушить ткацкие станки не ради идеи, а за вознаграждение. Постепенно конкуренты набирались опыта и развилась практика прямых диверсий. Однако вместе с этим появились и зачатки защитных мер. Стало не так просто, да и не так эффективно, наняться на работу, бросить бомбу и убежать - толку от этого становилось все меньше, а проблем - больше. В тоже время набирал обороты промышленный шпионаж - воровство технологий и ноу-хау.

К слову сказать, хороших методов борьбы с промшпионажем нету и по сей день. Тем не менее, противостоять этому можно. Во-первых, шпион должен иметь хорошую техническую подготовку. Ведь иначе он будет не в состоянии понять, что из шкафа с чертежами надо перерисовывать в первую очередь. Во-вторых, далеко не каждый продвинутый инженер согласится на такое малоэтичное дело. И в-третьих, чаще всего засланца можно распознать по отсутсвию, так сказать, корпоративного духа.

Однако, оставив в стороне мораль и этику, стоит признать, что тот, кто догадался объединить диверсию и шпионаж, был человеком незаурядного ума и смекалки. В результате этого слияния был получен новый метод борьбы с конкурентами - скрытая диверсия. Что это такое, догадаться несложно - внедрение на конкурирующее предприятие субъекта, который постепенно, научно и систематически приводит вражескую организацию к разрушению и банкротству. Разрушая команду, проводя тактически верные, но стратегически разрушительные решения, бюрократизируя систему работы - перечислять можно долго, но факт остается фактом.
 

Этого человека могут (и будут) любить и уважать не очень дальновидные руководители. Ведь он улучшает работу, приносит прибыль - здесь и сейчас. Оговорюсь, что проделывать вредоносные действия при прозорливом начальстве сложно, а иногда и невозможно. Но, чем больше организация, тем больше шансов, что существует ключевой для нее отдел, где заправляет брат/друг/сват/кум шефа. Вот там-то и прикладывает свои усилия злобный вредитель.

С развитием информационных технологий, конкуренты получают все больше возможностей шпионить и вредить друг другу удаленно - посредством СМИ и интернета. Первые антипиарщики клеили на столбах объявления о плохой зарплате, распускали в барах слухи о любовницах директора, нашептывали рабочим байки о восьмичасовом рабочем днем где-то «там», и, в общем, пользуясь неосведомленностью людей создавали отрицательное мнение о конкурирующем предприятии.

Дальше - больше.

Читать дальше...Свернуть )

 


Под грифом «секретно»

 

Рыбаков Сергей Анатольевич

В 1990 году в России были приняты первые нормативные документы, содержащие понятие «коммерческая тайна». В настоящее время более 30-ти федеральных законов Российской Федерации регулируют вопросы, касающиеся конфиденциальной информации. Тема защиты коммерческой тайны неоднократно поднималась в прессе и на телевидении. Однако, несмотря на это, многие руководители до сих пор не понимают, что представляет собой эта самая тайна в действительности и как ее надлежит защищать от коварных посягательств.

Сведения, составляющие коммерческую тайну, – это конфиденциальная информация, которая позволяет ее обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке или получить другую выгоду. Это понятие ввел Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон), который вместе со статьей 139 Гражданского кодекса регулирует отношения, связанные с секретными данными. Интересная деталь: нередко на практике информацию, составляющую коммерческую тайну, ошибочно путают с такими объектами интеллектуальной собственности, как товарный знак, патентованные объекты (промышленные образцы, полезные модели) и т. д. У интеллектуальной собственности особый порядок защиты, и право на ее использование возникает только с момента государственной регистрации. В то время как право оберегать корпоративные данные возникает сразу после введения в компании режима коммерческой тайны.

Что защищают

На практике можно встретить две крайности. С одной стороны, топ-менеджеры нередко устанавливают тотальный режим секретности, при котором к коммерческой тайне относится практически все. Последствия таких шагов бывают довольно печальные. Во-первых, размывается грань между секретной и иной информацией, что делает проблематичной ее защиту. Во-вторых, гипертрофированный объем засекреченной информации требует больших усилий и ресурсов по ее сохранению, в противном случае введение режима коммерческой тайны остается только декларацией «на бумаге». В-третьих, режим тотальной секретности может создать лишние бюрократические барьеры внутри компании и серьезно затруднить нормальное течение ежедневных бизнес-процессов.

Другая крайность – к коммерческой тайне относят только две-три ключевые позиции, сужая тем самым возможность защищать свои интересы в случае утечки другой важной информации.

Самым оправданным при определении состава секретной информации является метод «взгляда со стороны» – руководитель и топ-менеджеры ставят себя на место конкурентов или инсайдеров и анализируют, какая именно информация о бизнесе могла бы их заинтересовать. Такой подход позволит вычленить ту информацию, которая действительно имеет коммерческую ценность, и вместе с тем избежать политики тотальной секретности.

На основе опыта внедрения режима коммерческой тайны в нескольких крупных торгово-промышленных компаниях можно условно выделить четыре основных блока информации, которую возможно отнести к коммерческой тайне:

1. Стратегия развития компании, производство и управление:

  • секреты производственных процессов компании (ноу-хау);
  • бизнес-планы, программы развития и иные сведения, связанные с планированием деятельности организации;
  • инвестиционные программы;
  • правила и технологии ведения бизнес-процессов;
  • решения управленческого аппарата компании;
  • сведения об организации охраны предприятия.

2. Финансово-хозяйственная деятельность организации:

  • содержание договоров компании;
  • себестоимость выпускаемой продукции, структура цены;
  • бюджет компании;
  • данные о доходах компании и объемах продаж;
  • сведения о спросе и предложении на продукцию и услуги предприятия;
  • информация о составе и размерах имущества организации, денежных средствах, запасах на складе сырья, материалов;
  • данные о товарно-денежных оборотах;
  • сведения о банковских операциях, кредитах, долговых обязательствах, инвестициях;
  • содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности (обязательно относится к коммерческой тайне в силу п. 4 ст. 10 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»);
  • результаты маркетинговых исследований.

3. Персональные данные и сведения о структуре компании:

  • организационная структура предприятия и функции подразделений;
  • информация о персонале, адреса, домашние и мобильные телефоны руководства и сотрудников фирмы;
  • местонахождение руководителей организации.

4. Сведения об отношениях компании с клиентами и партнерами:

  • состав поставщиков, партнеров, потребителей;
  • списки представителей или посредников компании, в том числе неофициальных;
  • данные о получаемых и прорабатываемых заказах и предложениях;
  • сведения о подготовке и ведении переговоров.

Отметим, что это приблизительный перечень данных, в каждом случае состав коммерческой тайны нужно определять индивидуально, исходя из особенностей конкретного бизнеса. Но вот о чем не стоит забывать – есть ряд сведений, которые не могут быть засекречены ни при каких обстоятельствах. Состав этих данных определяет статья 5 Закона. Например, нель-зя скрыть содержание учредительных документов, данные о составе и численности сотрудников, системе оплаты труда и некоторые другие.

От кого защищают

 

Читать дальше...Свернуть )

Под вражеским огнем

 
Александр Орлов
Право собственности предусматривает множество способов его защиты, а статья 35-я Конституции гарантирует, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Тем не менее, юристы, защищая собственность компаний, вынуждены использовать различные юридические схемы, в том числе прибегая к такому методу, как вывод активов. 

Опросы иностранных инвесторов и российских предпринимате­лей показывают: первое место в списке рисков, связанных с ве­дением бизнеса в России, до сих пор занимает отсутствие гарантий права собственности. Действительно, что можно сказать о надежности этого права, если, придя утром в свой офис, предприниматель рискует увидеть не­знакомых людей, которые предъявят документы, свидетельствующие о том, что собственником он уже не является! В такой ситуации, несмотря на мно­жество теоретически имеющихся спо­собов защиты нарушенных прав, вер­нуть свою собственность проблема­тично.

Похожие ситуации возникают и в спорах с чиновниками — с одной лишь разницей: если при недружественном поглощении собственник находится с захватчиком в относительно равных ус­ловиях, то при выяснении отношений с государственными органами ни о каком равенстве и речи не идет. Перефрази­руя классическую поговорку, против административного ресурса нет при­ема — если только у вас нет другого ад­министративного ресурса.

Принимаясь за построение системы защиты собственности, необходимо для начала решить, от кого мы защищаем­ся. Ведь именно от этого во многом бу­дет зависеть стратегия защиты. Напри­мер, сложная корпоративная структура управления   фирмой,   основанная   на системе   «сдержек  и   противовесов», которая   не   дает   слишком   большой власти ни одному отдельно взятому органу управления,  может слу­жить эффективной мерой обо­роны от недружественного по­глощения. Но в то же время она не способна   защитить   собственника предприятия в споре с чиновниками. Впрочем, существует и универсаль­ный (пусть даже «универсальность» в этом случае весьма условна) спо­соб сохранить собственность — вывод активов.

 
Купля-продажа

Недвижимое имущество представля­ет собой основную ценность большин­ства предприятий, так что с переходом прав собственности на земельные участки, здания и строения к новым вла­дельцам переходит и контроль над дея­тельностью организации.

Есть множество вариантов отчужде­ния недвижимого имущества — внесе­ние в уставный капитал, обременение, долги, отступное... Но по своей сути эти способы — модификации купли-про­дажи, которые применяются в качестве различных уловок, например, чтобы минимизировать налогообложение, создать дополнительные гарантии безопасности и т.п. При этом самый надежный — именно прямая купля-продажа, тогда как все преимущества, которые обещают иные смоделирован­ные схемы, нивелируются одним суще­ственным минусом: они более риско­ванны и всегда имеют слабые места для атаки со стороны. Тем не менее, такие схемы весьма популярны и широко практикуются. Схема 1.
Имущество — в уставный капитал

Способ передачи имущества в ус­тавный капитал компаний достаточно распространен в деловой практике. Причина проста: внесение имущества в уставный капитал не облагается НДС. Как следует из Гражданского кодекса и законов об акционерных обществах и обществах с ограничен­ной ответственностью, акции (в АО) и доли участия (в ООО) могут оплачи­ваться фактически любым имущест­вом, в том числе недвижимостью, ценными бумагами, имущественными правами.

Схема проста. Учредитель, он же собственник имущества, вносит его в качестве вклада в уставный капитал со­зданной им компании, причем право собственности на это имущество пере­ходит к юридическому лицу, а прежний владелец сохраняет лишь обязательст­венные права участника общества, утрачивая право собственности на вне­сенное имущество. Главное здесь — помнить, что переход права собствен­ности на недвижимость при внесении вклада в уставный капитал должен пройти процедуру государственной ре­гистрации. До окончания госрегистра­ции титул собственника к другому лицу не переходит.

Для того чтобы обезопасить свое имущество, на момент возникновения судебного разбирательства граждани­ну — собственнику недвижимости необ­ходимо успеть внести ее в уставный ка­питал своей компании и пройти проце­дуру государственной регистрации спорного недвижимого имущества. С этого момента недвижимость принадле­жит организации, а не гражданину.

 Схема 2.
 
Читать дальше...Свернуть )

 

 

Рыбаков Сергей Анатольевич

О способах и технологиях недружественного захвата в настоящее время написано достаточно много как в периодике, так и в монографической литературе. Однако вопрос защиты от поглощений остается недостаточно разработанным в правовой литературе и публицистике.
Проблема состоит еще и в том, что подавляющее большинство российских компаний пребывают в несокрушимой уверенности в своей неуязвимости или в отсутствии потенциального интереса агрессоров к своему предприятию как возможному активу, что влечет пренебрежение элементарными средствами корпоративной защиты и правовой профилактики. Однако на деле это нередко приводит к тому, что собственники компании начинают беспокоиться о защите только тогда, когда атака уже успешно проведена и контроль над предприятием ими уже полностью утрачен.
В целом защиту от поглощения можно определить как систему правовых, административных, социальных и иных механизмов, препятствующих перехвату контроля над предприятием агрессором.
Какие же основные инструменты может использовать компания, которая стала объектом рейдерской атаки или может стать им в ближайшем будущем?
Систему защитных мер можно условно разделить на два основных блока:
стратегические, или превентивные действия, направление на создание надежной корпоративной защиты и минимизацию рисков недружественного захвата;
тактические, или оперативные действия, основная цели которых – не допустить перехвата контроля над бизнесом в условиях начавшейся атаки агрессора.
Рассмотрим более подробно превентивные меры, так как именно они имеют ключевое значение при обеспечении надежной корпоративной защиты. К числу таких мероприятий относятся:

1. Мониторинг информационной среды вокруг предприятия
Возникновение нежелательного интереса к бизнесу со стороны третьего лица обычно проявляется в ряде характерных сигналов, при своевременном обнаружении которых владелец бизнеса может принять необходимые меры для отражения атаки.
К числу таких характерных индикаторов можно отнести попытки скупки части акций компании, требования миноритариев о проведении внеочередных собраний акционеров или предоставлении документов, оспаривание акционерами сделок компании, неожиданные проверки контрольно – надзорных органов, факты поглощений в данном регионе или отрасли и т.д.
Для того, чтобы вовремя обнаружить и оценить возможные признаки угрозы недружественного поглощения и необходим тщательный мониторинг значительного количества факторов, связанных с деятельностью компании. Проведение такого систематического мониторинга должно быть продуктом совместной деятельности службы экономической безопасности и юристов предприятия. Ведь чем раньше удастся обнаружить, что к предприятию проявляется интерес со стороны потенциального агрессора, тем больше возможностей для защиты.

2. Правовая диагностика
Уже избитая истина, что началом любого недружественного поглощения является сбор и анализ информации о компании-цели – о ее корпоративной структуре, основных акционерах, менеджменте, неформальных лидерах, активах, партнерах, контрагентах, административном ресурсе и т.д. Объем и качество собранной информации на 90 % определяет в дальнейшем стратегию поглощению, которую изберет агрессор.
Таким образом, потенциальный агрессор проводит своеобразную диагностику компании – цели, причем ее собственники и менеджмент часто и не догадываются об этом.
При выстраивании превентивной обороны предприятия можно видеть зеркальное отражение таких действий агрессора со стороны защиты (что вообще характерно для корпоративных войн), так как первым этапом любой корпоративной защиты служит проведение глубинной диагностики компании. Предметом диагностики являются такие вопросы, как история приватизации (если таковая была) или история приобретения контроля над предприятием действующим собственником, структура уставного капитала, система и компетенция органов управления, история общих собраний акционеров (участников) и решений советов директоров, анализ положений устава и иных корпоративных документов в части избрания органов управления и принятие ими решений, основные сделки компании за последние годы, соблюдение трудового законодательства, правовой режим недвижимости и иных основных активов (имущества), кредиторская и дебиторская задолженность, и многое другое.
В результате диагностики определяются основные «болевые точки» компании и разрабатывается программа действий по их устранению или минимизации.

Читать дальше...Свернуть )